Продукты из этой статьи:
В личном кабинете Цифровой витрины можно бесплатно создавать боты для сайта, соцсетей и мессенджеров: ВКонтакте, Viber, Telegram и других площадок. Разбираем весь процесс по шагам на примере создания простого чат-бота.
Для работы понадобится три площадки:
В личном кабинете Цифровой витрины вы создадите проект чат-бота — SaluteBot — и пропишете его логику. Для этого в личном кабинете Цифровой витрины есть визуальный конструктор, где можно бесплатно собрать сценарий с нуля или на основе готового шаблона.
Канал размещения — это площадка, на которой будет работать чат-бот. Это может быть:
Платформа Jivo — это связующее звено между каналом размещения и личным кабинетом Цифровой витрины. С помощью Jivo чат-бот, размещённый в Telegram, ВК или на другой площадке, работает по сценарию, созданному в бесплатном конструкторе в личном кабинете Цифровой витрины.
Сценарии для разных каналов создаются по одному принципу. Разница заключается в настройке интеграции между личным кабинетом Цифровой витрины и каналом размещения через Jivo.
Следовательно, перед тем как создавать сценарий в конструкторе, нужно зарегистрироваться на всех трёх площадках и настроить интеграцию между ними.
Порядок регистрации зависит от площадки, для которой вы создаёте бот:
Пройдите бесплатную регистрацию в личном кабинете Цифровой витрины и войдите в аккаунт. Для авторизации можно использовать email, Сбер ID или СберБизнес ID.
На главном экране нажмите «Создать проект». Появится окно выбора инструмента.
Выберите «SaluteBot Конструктор». Откроется окно с шаблонами для разных задач и отраслей. Выберите подходящий шаблон или нажмите «Новый проект».
Нажмите «Далее», придумайте название проекта и нажмите «Создать проект».
Откроется окно настроек проекта.
Выполните настройки:
Чтобы установить связь между личным кабинетом Цифровой витрины и Jivo, в блоке «Аккаунт Jivo» нажмите «Добавить аккаунт» и зарегистрируйтесь либо авторизуйтесь в Jivo.
На предыдущем шаге вы авторизовались в аккаунте Jivo из проекта в личном кабинете Цифровой витрины. Теперь нужно подключить площадку, где будет работать SaluteBot.
Для этого в боковом меню кабинета Jivo откройте раздел «Управление», блок «Каналы связи».
Перед вами список доступных каналов. Выберите нужный, нажмите кнопку «Добавить» и следуйте указаниям системы.
Для Telegram и Viber нужно ввести токен — его вы получили на этапе подключения площадки.
Готово: вы настроили интеграцию площадок. Можно создавать сценарий, по которому будет действовать SaluteBot.
Чтобы попасть в бесплатный конструктор, в окне настроек личного кабинета Цифровой витрины поднимитесь к блоку «Сценарий» и нажмите кнопку со всплывающей подсказкой «Перейти к проекту».
Откроется визуальный редактор — конструктор сценария.
В конструкторе уже есть несколько экранов и блоков, чтобы можно было посмотреть, какие возможности доступны.
Разберём сценарий на скриншоте выше.
Сценарий содержит семь шагов, они перечислены в поле слева. При наведении курсора на название шага подсвечивается соответствующий блок в рабочем поле конструктора.
Вот как работает SaluteBot в данном примере:
Это самый простой алгоритм действий виртуального помощника. Чтобы добавить больше функций, нужно создавать новые экраны и блоки.
Сценарий — это набор экранов, каждый экран состоит из блоков. Блок определяет действие, которое чат-бот совершает во время беседы с пользователем. Например:
Чтобы посмотреть все доступные возможности блоков, нажмите в конструкторе «Добавить экран». Появится форма выбора блоков.
Первый раздел этой формы — «Ответ ассистента». Здесь нужно задать содержание сообщения, которое увидит пользователь в чате. Можно написать текстовую реплику или прикрепить изображение.
Чтобы задать текстовую реплику, выберите «Текст» и введите нужную фразу. Всё просто: если ввести «Здравствуйте!», то пользователь получит в чате сообщение с текстом «Здравствуйте!».
Если в одном блоке ввести несколько реплик, то система будет выбирать ответ случайным образом. Это позволяет разнообразить общение: например, пользователь будет каждый раз получать разные приветствия.
Если вы хотите, чтобы чат-бот последовательно отправил несколько сообщений, то нужно добавить новые блоки в том же экране.
Для этого наведите курсор на блок с первым текстом, появится надпись «Добавить блок».
Нажмите на неё, откроется форма выбора блоков. Снова выберите «Ответ ассистента» и «Текст», введите следующую реплику.
Допустим, мы хотим, чтобы бот сначала здоровался с пользователем, а сразу после этого сообщал об акции. Значит, нужно задать следующую логику:
В сценарии блоки выглядят так:
Вот как это будет выглядеть на практике:
Чтобы проверять сценарий в процессе его создания, в конструкторе есть бесплатный тестовый виджет. Он запускается нажатием зелёной кнопки воспроизведения в правом нижнем углу.
С помощью виджета вы можете бесплатно тестировать алгоритм и смотреть, как работают связи, блоки и другие элементы сценария.
В чат можно отправлять картинки. Для этого нужно:
Ограничения по размеру и форматам указаны в окне загрузки изображения.
Допустим, мы хотим показывать пользователям баннер с акцией. Создаём новый экран, загружаем картинку и получаем вот такой блок:
По умолчанию в названии экрана указывается номер шага. Но для удобства можно задать подходящее по смыслу название. Для этого нужно нажать на название экрана и ввести новое имя. В нашем примере экран называется «Инфо об акции».
Кроме текста, пользователь может общаться с чат-ботом с помощью кнопок.
Кнопки — это короткие реплики, до 30 символов длиной. На одном экране может быть несколько кнопок с вариантами развития диалога.
Например, с их помощью можно реализовать выбор категории товаров или услуг:
Другой вариант — определить потребность клиента:
Каждая кнопка может вести к новому экрану сценария или содержать ссылку. В первом случае бот отрабатывает соответствующий блок, во втором открывает веб-страницу.
В нашем примере добавим кнопку на экран с изображением об акции.
Допустим, мы хотим, чтобы пользователь переходил по кнопке на сайт с акционными товарами. Реализуем это:
Готовый блок с изображением и кнопкой перехода в конструкторе выглядит так:
В результате мы создали два блока:
Теперь свяжем эти блоки, чтобы SaluteBot работал по следующей логике:
SaluteBot умеет анализировать сообщения пользователя, чтобы определить его потребность и намерение. Для распознавания реплик используются интенты.
Как работают интенты:
В примере простого сценария, который мы разобрали выше, интенты используются в самом начале, когда SaluteBot отвечает на первую фразу клиента приветствием или предложением помощи.
В нашем случае интент нужен для того, чтобы понять, хочет ли клиент узнать подробности об акции. Следовательно, подключить интент нужно в том блоке, где бот задаёт вопрос:
Чтобы подключить интент, добавляем к этому блоку новый и в разделе «Ввод пользователя» выбираем «Интенты».
В окне «Интенты» нажимаем «Добавить интент» и попадаем в окно выбора реплик. Здесь можно выбрать готовые варианты из подходящей вам категории или задать новые реплики.
Нам нужен интент «Согласие». Чтобы его подключить, находим в меню категорию «Базовые интенты», ставим галочку в пункте «Согласие» и нажимаем «Выбрать».
Затем нажимаем «Добавить выбранные» и «Сохранить». В блоке с текстовыми фразами появится интент «Согласие».
Чтобы при согласии пользователь получал информацию об акции, интент нужно связать с соответствующим блоком. Наводим курсор на интент, нажимаем на кружок и протягиваем стрелку к блоку «Инфо об акции».
Теперь блоки связаны: если пользователь выразит согласие на предложение узнать об акции, то SaluteBot отправит в чат баннер и кнопку перехода в каталог.
Проверим это, не выходя из конструктора: запустим бесплатный тестовый виджет.
Как видим, сценарий работает корректно:
При нажатии на кнопку открывается заданная ссылка. При любом другом сообщении происходит переход на оператора — это задано в шаблоне сценария, на базе которого мы работаем.
По описанной выше логике можно обрабатывать все типичные запросы и ситуации. Последовательность перехода между экранами определяют связи — стрелки, которые вы протягиваете между блоками.
Разместить экраны в конструкторе можно так, как вам удобно. Связи при этом не меняются.
Перемещать блоки можно перетаскиванием. Для этого нажмите на элемент в виде шести точек слева от названия блока, удерживайте левую кнопку мыши и переместите блок в нужное место сценария.
Чтобы сделать блок стартовым, наведите на него курсор, во всплывающем окне нажмите на многоточие и выберите «Сделать началом сценария». Здесь же можно удалить блок.
После того как вы создадите сценарий, нажмите в правом нижнем углу «Сохранить» и «Собрать».
Чтобы проверить работоспособность сценария, воспользуйтесь бесплатным тестовым виджетом. В нём можно отследить переходы между блоками и тут же внести корректировки в конструкторе.
После отладки убедитесь, что SaluteBot заработал в канале размещения. Для этого перейдите на нужную площадку — откройте мессенджер, соцсеть или другой ресурс — и пройдите путь клиента:
Если получаете некорректные ответы или забыли добавить какую-то пользовательскую ситуацию, скорректируйте сценарий в конструкторе.
Тестирование бесплатное, так как по умолчанию вы пользуетесь тарифом личного кабинета Цифровой витрины «Разработчик». Бесплатный тариф рассчитан на количество пользователей менее 50. При большем потоке клиентов вы можете перейти на один из платных тарифов.
Если вы не готовы создавать сценарий самостоятельно или хотите реализовывать сложную логику, то закажите разработку чат-бота под ключ. Разработчики создадут виртуального ассистента любой сложности, на которого вы сможете переложить максимум функций и рутинных задач.
Продукты из этой статьи: