Категории из этой статьи:
Делегировать — не значит перекладывать работу на других. Делегирование помогает руководителю разделить задачи между подчинёнными и освободиться для решения стратегических вопросов. Рассказываем, как правильно распределять нагрузку и ставить задания команде.
Сначала разберём, как не нужно действовать при постановке задач. Часто руководители совершают следующие ошибки:
Опираясь на эти ошибки, сформулируем, как делегировать задачи правильно:
Ещё одна ошибка при делегировании — стремление контролировать каждый шаг подчинённого. Руководитель чувствует ответственность за результат, поэтому постоянно «висит над душой» исполнителя. Чем грозит такое поведение? Сотрудники видят недоверие со стороны начальства, теряют мотивацию и интерес к работе. А руководитель быстрее «выгорает», так как нерационально расходует своё время и ресурсы.
Разом избавиться от привычки тотального контроля, скорее всего, не получится. Решать проблему нужно постепенно. Например, можно разбить задачу на этапы и отслеживать промежуточные результаты, не вникая в нюансы. Попросите команду отчитываться о выполнении задания ежедневно или еженедельно в краткой форме:
Поэтапный верхнеуровный контроль позволяет руководителю вовремя найти ошибку, скорректировать работу и при необходимости подключить к процессу других сотрудников.
Можно делегировать задачи двух видов:
Рутинные задачи выполняются по шаблону, не требуют принятия управленческих или нестандартных решений. Чтобы передать рутинную задачу подчинённому, достаточно:
Пример: директор по маркетингу еженедельно собирает статистику с рекламных площадок и формирует отчёт о продвижении. Эта рутинная работа отнимает много времени, её можно поручить старшему маркетологу.
Непрофильные задачи требуют опыта по специальности, которым руководитель не обладает. Например, директор по маркетингу запускает PR-мероприятие. Задача по подбору промоутеров для маркетолога является непрофильной, поэтому её нужно передать HR-службе.
Вместе с задачами можно передавать права и обязанности в определённой части бизнес-процесса. Позвольте команде самостоятельно выбирать методы и инструменты для выполнения поставленных вами целей.
Передавая полномочия, вы освобождаетесь от необходимости погружаться в тонкости рабочего процесса. Не так важно, в каком темпе и режиме работает сотрудник, какие продукты для бизнеса использует. Главное — получить результат в назначенные сроки.
Полномочия бывают линейными и аппаратными:
Пример полномочий:
При выборе сотрудников для делегирования опирайтесь на два критерия:
При низких компетенциях и мотивации можно делегировать линейные задачи. В этом случае руководитель должен:
При высокой мотивации и компетенциях можно доверить аппаратные полномочия. Задача руководителя — донести общую информацию:
Способы достижения цели, подходы и решения для работы выбирает сам сотрудник.
Первый шаг при делегировании — планирование:
Чтобы ставить цели эффективнее, формулируйте их по SMART. Затем переходите к постановке задачи.
Передайте ТЗ, а затем проверьте, верно ли исполнитель понимает задание. Для этого можно спросить, как сотрудник планирует выстроить рабочий процесс, какими средствами будет достигать цель.
Подчинённые должны понимать, за какие участки работы они отвечают, каких результатов вы от них ждёте.
Чтобы создать здоровый климат в компании, распределяйте обязанности открыто. Тогда каждый сотрудник будет представлять, чем занимаются остальные и какую ответственность несут.
Объясняйте свою роль в бизнесе. Хотя бы в общих чертах рассказывайте команде, над какими вопросами работаете и какие проблемы решаете. Это поможет избежать негативной реакции при делегировании задач: у работников не возникнет идеи, что вы их нагружаете, а сами ничего не делаете.
Некоторых работников парализует ответственность, появляется страх совершить ошибку. В нестандартной ситуации такие исполнители могут сорвать сроки или принять неверное решение. Поэтому, передавая полномочия, оставайтесь на связи. Пусть команда знает, что в сложный момент может сообщить вам о проблеме или спросить совета.
Категории из этой статьи: