Чтобы лучше понять, что такое агрессивная реклама, сравним две коммуникации:
В фокусе первого рекламного сообщения находится сам продукт: его характеристики, качество, цена. Продавец рассказывает о преимуществах предложения, а покупатель сам принимает решение о покупке. Это мягкий и этичный подход к продвижению, он относится к традиционному маркетингу.
Во втором варианте фокус смещён с продукта на личность покупателя. Диалог строится в более жёстком тоне, продавец приводит аргументы без доказательств и манипулирует клиентом. Это пример агрессивного продвижения. Эффективен ли данный подход? И да и нет. При неправильном применении навязчивая реклама раздражает и вызывает у аудитории негативные ассоциации с брендом, а при грамотном — ведёт к росту продаж. Разбираемся, как пользоваться инструментами агрессивного маркетинга с пользой для бизнеса.
Агрессивный маркетинг — это продвижение продукта с применением неординарных, жёстких методов. В зависимости от набора этих методов выделяют три типа маркетинговых стратегий.
Продвижение строится на сравнении с более успешными конкурентами. Какие приёмы используются в рекламе:
Продавец давит на клиента, чтобы ускорить процесс продажи. Распространённые приёмы манипуляции:
Манипулятивные техники эффективны при импульсных покупках, в продвижении недорогих продуктов и услуг, а в сегменте премиум-товаров и B2B работают плохо.
В рекламных материалах упоминаются острые, конфликтные, провокационные темы, вызывающие общественный резонанс. Люди активно обсуждают и критикуют скандальную рекламу. За счёт частых упоминаний, пусть и в негативном ключе, повышается узнаваемость бренда, а рекламодатель получает огромные охваты за небольшой бюджет.
Чёрный PR — опасный инструмент, но при правильном использовании он может быть эффективным. Примеры позитивных сценариев:
В середине 90-х годов на американский рынок программного обеспечения вышел новый игрок, American Online. К тому времени аудитория была поделена между крупными разработчиками: IBM, DELL. Чтобы отвоевать клиентов у IT-корпораций, American Online в качестве рекламы начала раздавать свой софт бесплатно. Дискеты с ПО шли в комплекте с компьютерными журналами, сигаретами и даже продуктами питания. Для PR-акции было изготовлено около 250 миллионов дискет. Пользователи могли бесплатно попробовать программное обеспечение в течение месяца, а затем оформить платную подписку. Стратегия оказалась эффективной: о компании заговорили, а прирост клиентов составил 7660% за год.
Другой пример реализации стратегии — продвижение одноразовых станков для бритья Gillette. Рынок не был готов к появлению новинки, так как потребители того времени пользовались опасными бритвами. Продажи станка буксовали: за год было куплено лишь несколько штук. Поэтому компания начала раздавать клиентам бесплатные образцы, чтобы приучить аудиторию к новому продукту. За три месяца люди оценили удобство одноразовых бритв и были готовы их покупать. За год компания продала более двух миллионов станков.
Чтобы следовать стратегии захвата рынка, необязательно дарить свою продукцию. Можно использовать и другие приёмы: к примеру, продвигать товар по всем каналам коммуникации сразу. В этом случае реклама буквально преследует покупателя в магазинах, метро, мобильных приложениях; о товаре говорят по радио и ТВ, пишут в СМИ и соцсетях. Столь жёсткая стратегия эффективна при запуске новых продуктов и раскрутке новых брендов.
Продвижение — это первый этап продаж, и к нему нужно подготовиться:
Поэтому, если вы решите запустить амбициозную рекламную кампанию, убедитесь, что на всех этапах работы с клиентами не возникнет сбоя. К примеру, если кампания направлена на максимально широкий охват, то отдел продаж должен быть готов к потоку входящих обращений. При удачном продвижении возникнет резкий скачок спроса: люди начнут заказывать рекламируемый товар, из-за чего возрастёт нагрузка на склад, кол-центр, отдел логистики.
Если вы продвигаете сложный новый продукт, то пользователи станут звонить и писать в вашу компанию, чтобы узнать подробности. На этом этапе важно принимать все входящие обращения, иначе маркетинг сработает «вхолостую». Чтобы не упустить ни одного заказа, можно использовать инструменты для увеличения продаж, к примеру:
Для контроля работы менеджеров можно использовать бейдж и систему анализа телефонных переговоров:
Оба инструмента применяются в работе над повышением качества обслуживания. С их помощью можно разбирать каждый диалог, оценивать эффективность сотрудников, степень удовлетворённости клиентов, корректировать скрипты продаж.
Любая маркетинговая стратегия должна соответствовать бизнесу:
К примеру, жёсткие приёмы нормально воспринимаются в продвижении продуктов для молодой аудитории и практически неуместны в B2B.
Обычно компании не используют агрессивные стратегии на постоянной основе. Провокация и напор уместны в жёсткой конкурентной борьбе или при запуске нового проекта. После того как продукт нашёл свою аудиторию, можно переходить на классический подход к продвижению. Исключение — бренды, которые стремятся к репутации бунтарей и разрушителей стереотипов. Как правило, такой стратегии придерживаются компании, нацеленные на молодой сегмент. Примеры: дизайнеры молодёжной одежды, музыканты, ночные клубы, производители товаров для тинейджеров.
В маркетинге существует понятие архетипа бренда. Это позиционирование компании на рынке, то есть образ, который создаётся и поддерживается посредством рекламы, дизайна, инструментов коммуникации. Выделяют 12 архетипов бренда:
Жёсткий маркетинг подходит не всем архетипам. Дерзкие методы могут себе позволить Правители, Шуты, Бунтари. А, к примеру, для архетипов Невинный или Славный малый агрессия будет неуместна, так как реклама будет идти вразрез с философией бренда и отпугнёт целевую аудиторию.
Уместность агрессивного подхода зависит от этапа воронки, для которого вы создаёте рекламу. Иногда жёсткий приём необходим, чтобы подтолкнуть клиента к покупке. Тогда всё продвижение строится по классической схеме, с использованием мягких техник, а элементы агрессивного маркетинга служат стимулом в финале клиентского пути. Посмотрим, как работает смешанная стратегия, на примере интернет-магазина:
Последний этап описанной стратегии задействует приём агрессивного маркетинга: продавец манипулирует покупателем, пытаясь поторопить его с оформлением заказа. Однако все предыдущие инструменты относятся к традиционному продвижению. Такая комбинация, как правило, не вызывает негативной реакции у аудитории.
Другое применение комбинированной стратегии — продвижение нового продукта в нише с высокой конкуренцией. Тогда элементы жёсткого маркетинга используются на первом этапе воронки продаж, то есть при знакомстве аудитории с новым брендом. Примеры:
Такие приёмы позволяют привлечь внимание пользователей к новому бренду и вызвать интерес к продукту. После этого можно работать по классической схеме продвижения: рассказывать о преимуществах компании, проводить презентации, наращивать активную аудиторию и повышать продажи.
Продукты из этой статьи: