Для запуска интернет-магазина недостаточно создать сайт и наполнить его описанием товаров. Нужно продумать бизнес-модель, структуру компании, принципы и схему работы с клиентами и подрядчиками. А для этого нужно понимать, как работает бизнес в сфере e-commerce.
В схеме участвуют несколько сторон:
Продавец может предлагать продукцию собственного производства или от поставщиков, работать со складом или без. От этого зависят принципы управления компанией, логистика, экономика.
В целом бизнес работает по следующей схеме:
Из описания этой схемы видно, что при организации бизнеса нужно продумать следующие моменты:
Чтобы заниматься онлайн-торговлей, нужно выполнить следующее:
Эти шаги необходимы для ведения легального бизнеса. Нарушение закона грозит штрафами.
На этом этапе нужно:
Структура сайта должна включать следующие элементы:
Каталог — это перечень товаров с описанием, фото, видео и ценами. При большом ассортименте товары лучше группировать, для этого нужно разработать структуру каталога и разбить его на подразделы.
Корзина — обязательный элемент структуры интернет-магазина, который позволяет пользователю управлять покупками. В корзине покупатель может поменять количество товаров, удалить лишние позиции и оформить заказ.
Система оплаты и доставки обеспечивает последний этап процесса заказа. Работая над этой составляющей, придерживайтесь следующего принципа: чем больше вариантов вы предлагаете, тем лучше. Скудный выбор способов оплаты и получения заказа может привести к потере клиентов.
Пример: продавец работает только по полной предоплате и высылает товары Почтой России. Клиенты, которые делают заказ впервые, не хотят отправлять деньги на неизвестный счёт и ждать посылку несколько недель. Им нужны гарантии и быстрый сервис, например:
В результате пользователи отказываются от заказа, а бизнес теряет клиентов.
Также важно предусмотреть разнообразные способы онлайн-оплаты:
Чтобы принимать платежи на сайте, нужно подключить платёжную систему. Для оплаты банковскими картами и по QR-коду используется интернет-эквайринг — комплекс банковских услуг, в который входит проведение операций безналичной оплаты с перечислением денег на расчётный счёт продавца.
Заключите договоры или изучите схему взаимодействия с поставщиками, службами доставки и другими участниками бизнес-процессов. Заложите сроки работы с каждым контрагентом в общий срок выполнения заказа, который вы транслируете своим клиентам. Например, если вы обещаете доставить заказ в течение трёх дней, то убедитесь, что все задействованные стороны успеют выполнить свою часть работы:
Если набираете персонал, определите принципы управления, систему мотивации и организационную структуру компании, чтобы каждый сотрудник понимал свои должностные обязанности и роль в бизнесе.
После запуска сайта привлекайте аудиторию с использованием разных каналов:
Работайте с разными инструментами для продаж, чтобы охватить больше потенциальных клиентов и повысить узнаваемость вашего интернет-магазина. Анализируйте входящий трафик — это поможет детализировать описание целевой аудитории, чтобы вести маркетинг более эффективно.
Чтобы оптимизировать бизнес-процессы, снизить расходы и разгрузить персонал, используйте сервисы автоматизации. Это позволит упростить и ускорить работу с клиентами и контрагентами.
Примеры процессов, которые можно автоматизировать с помощью финансовых продуктов для бизнеса:
Также технологии помогают повышать продажи и качество обслуживания клиентов. Например, чтобы покупателям было легче авторизоваться на вашем сайте, можно подключить вход по Сбер ID. Это сократит путь клиента от регистрации до покупки за счёт следующих функций:
Для автоматизации общения с клиентами можно использовать SaluteBot. Это чат-бот, который поможет удерживать пользователей на сайте и повышать конверсию. Реальный кейс: подключение чат-бота в интернет-магазине постельного белья привело к росту конверсии из обращения в заказ на 15% и увеличению среднего чека на 21%.
Эффективность чат-бота достигается благодаря следующим возможностям:
Вы сами задаёте структуру сценария работы бота, прописываете реплики и реакции на различные сообщения пользователей. Подключить чат-бот можно не только к сайту, но и к другим каналам:
Это позволяет охватить более широкую аудиторию. Описание других продуктов для бизнеса, с помощью которых можно повысить трафик и продажи, смотрите в статье «Как привлечь клиентов в интернет-магазин».
Продукты из этой статьи: