Продукты из этой статьи:
Развитие любой компании зависит от многих факторов, и в том числе от скорости бизнес-процессов. Часто на рутинные операции уходит много времени, сэкономить которое поможет автоматизация бизнеса. А ещё она позволит уменьшить количество ошибок, которые люди могут совершать из-за усталости или забывчивости.
Один из инструментов автоматизации — чат-боты. Они помогают собирать обратную связь, отвечать на популярные вопросы и даже обучать. Применять их можно и во внутренних, и во внешних процессах компании.
Например, SaluteBot от Сбера может работать по заданным алгоритмам:
Вы можете сделать бота самостоятельно, через конструктор, или обратиться к специалисту — зависит от вашего бюджета и пожеланий.
В статье расскажем, какие бизнес-процессы можно автоматизировать с помощью такого инструмента.
Автоматизация внутренних процессов позволит разгрузить сотрудников и освободить больше времени на решение задач бизнеса ― обслуживание клиентов, разработку новых продуктов или выход на новые рынки. Бот, если заложить в него определённый сценарий, сможет взять на себя значительную часть рутинной работы.
Бот поможет отобрать наиболее подходящих соискателей среди кандидатов на вакансию. Он задаст им проверочные вопросы и выделит тех, кто успешно ответил. Чат-бот может разослать тестовые задания, рассказать, как попасть на собеседование, и ответить на популярные вопросы по вакансии. HR-специалисту останется только провести очное собеседование с релевантными кандидатами.
Для новичков бот может выступить в роли куратора. В сервис можно загрузить ответы на распространённые вопросы, которые касаются бизнеса, ссылки на полезные ресурсы или туториал по плавному вхождению в жизнь компании. Там же могут быть необходимые для сотрудника документы — бланки заявлений на отгул или отпуск, штатное расписание, график отпусков и т. д. Новички смогут быстрее влиться в рабочий ритм и не будут отвлекать сотрудников вопросами.
Нововведения довольно сложно приживаются в устоявшемся бизнесе. Бот поможет сотрудникам познакомиться с новой информацией, проверить знания или сдать аттестацию. А если есть готовая система обучения, то персонал сможет выбирать необходимые материалы в чат-боте и повышать свою квалификацию в удобное время. Не придётся нанимать лекторов, собирать всех сотрудников на обучение и проверять работы — все процессы можно объединить в чате.
Если в бизнесе много сотрудников, то очень легко запутаться в различных взаимодействиях — например, кому, когда и на какой электронный адрес надо отправить определённый документ или запрос. С помощью бота можно автоматически отправлять:
Чат-боты удобны тем, что с ними можно работать с любого устройства, а не только с компьютера. Так, сотрудник может сообщить из дома о своём больничном, а менеджер по продажам — оперативно внести информацию о новой сделке прямо из офиса клиента.
От робота сотрудники могут получать информацию о корпоративных мероприятиях ― в ответ на запрос он выдаст расписание ближайших событий. Он сможет проактивно пообщаться с пользователем, указать подробности мероприятия, сообщить точный адрес и показать схему проезда. Это поможет сотрудникам быть в курсе корпоративных мероприятий и следить только за теми, которые им интересны.
В SaluteBot встроен GigaChat — продвинутая нейросетевая модель, которая умеет отвечать на вопросы и строить с пользователем осмысленный диалог. То есть SaluteBot не просто даёт заученные ответы на вопросы, а по-настоящему понимает собеседника и общается с ним как живой человек.
Руководителю компании важно знать, как сотрудники справляются с нововведениями на работе, как прошло их корпоративное обучение и т. д. Обратная связь помогает делать рабочую среду более доверительной и продуктивной. Современные инструменты позволяют настроить рабочую связь через чат — сотрудник отвечает в нём на вопросы, а его ответы потом используются для аналитики.
Автоматизация полезна и крупным компаниям, и малому, и среднему бизнесу. С автоматизированными внешними процессами следить за задачами будет проще, а клиенты смогут быстрее получить услугу. Кроме того, это поможет сохранить историю всех взаимодействий.
Содержать круглосуточную службу поддержки довольно дорого, кроме того, клиентам часто приходится долго ждать ответа специалиста кол-центра. Виртуальный ассистент сможет:
Например, чат-бот помог сервисной компании по ремонту электроники сократить потерю клиентов. Им по 2–3 минуты приходилось ждать ответа сотрудника кол-центра. В 10% случаев клиенты раздражались и уходили к конкурентам. SaluteBot позволил сократить время ответа до двух секунд, а простые операции — оформление заказа, запись на ремонт, подтверждение записи — были автоматизированы. В итоге конверсия обращений в заказ выросла на 12%.
Чтобы принять заказ, необязательно нанимать отдельного менеджера — с этим справится бот. Клиенту нужно будет написать в чат свой адрес, телефон, артикул товара и количество. Статусы заказа также будут отправляться в чат, и пользователь сможет выяснить, на какой стадии доставки находится его товар.
Чат-бот избавит клиентов от необходимости стоять в очереди или ждать ответа администратора, чтобы записаться к специалисту. Этот сценарий можно использовать:
По запросу клиент будет получать информацию о графике работы, возможностях записаться, свободных интервалах, продлении абонемента. Также бота можно настроить так, чтобы он искал время для записи в определённый день или к конкретному специалисту. А после того как услуга оказана, можно попросить клиента, чтобы он отправил в чат обратную связь.
Клиент может в любое время запросить через чат информацию о наличии товара или новинках в ассортименте. Проанализировав запросы клиента, автоматический помощник отправит специальные предложения, которые сформируются на основе интересов покупателя, или ответит на вопросы об акциях и скидках.
SaluteBot помог увеличить конверсию в заказ на 15% и средний чек на 21% в интернет-магазине. С его помощью удалось не только автоматизировать сценарии заказа, но и подключить новые каналы связи, которые операторы не смогли охватить из-за недостатка времени. Также чат-бот отправлял клиентам специальные предложения на основе их предпочтений — это стимулировало новые покупки.
Отзывы играют огромную роль — почти половина покупателей обращает на них внимание. Бот может автоматически искать отзывы о товаре или услуге на различных площадках и отвечать на них, ориентируясь на ключевые слова. Кстати, отрицательные отзывы тоже полезны — они подсветят слабые стороны бизнеса и помогут сделать его лучше.
Обратную связь о товаре или услуге можно получать с помощью автоматических вопросов в мессенджере. Главная задача здесь — составить ёмкие вопросы, на которые пользователь сможет кратко ответить. Так вы будете знать, что думают клиенты о вашем продукте, что хотели бы изменить и обратятся ли к вам снова.
Многие владельцы бизнеса думают, что разработка автоматизированного помощника — это очень долго и дорого. Но создать такой сервис можно и самостоятельно, с помощью специального конструктора. В нём нужно указать, по каким сценариям инструмент будет работать, что отвечать клиенту и какие данные собирать. Если нужно сложное, индивидуальное решение, это сделает специалист, который изучит все сценарии взаимодействия с клиентами и настроит инструмент под конкретные задачи. Бюджет зависит от того, насколько сложный сценарий нужен вашему бизнесу.
Продукты из этой статьи: