Продукты из этой статьи:
Чат-боты общаются с клиентами и являются частью бизнес-процессов компании, поэтому важно регулярно их оценивать и оптимизировать. Как это делать — разбираем на примере SaluteBot.
SaluteBot — это чат-боты для лендингов, интернет-магазинов, соцсетей и мессенджеров. Создать SaluteBot можно под любые задачи бизнеса, при этом необязательно разбираться в программировании и уметь писать коды. Вы настраиваете сценарий, от которого во многом зависит эффективность работы бота, в визуальном редакторе, используя шаблоны и готовые блоки.
Программу можно считать эффективной, если она выполняет свои функции и помогает бизнесу в достижении целей. Следовательно, чтобы оценить чат-бот, нужно определить его задачи и выбрать KPI.
Опишите, какие задачи должен решать чат-бот. Например, SaluteBot может:
SaluteBot может решать как одну задачу, так и работать с клиентами комплексно, выполняя сразу несколько функций. Разница заключается в сценарии: во втором случае он более сложный, разветвлённый, включает больше вариантов развития диалога.
Сформулируйте бизнес-цели для чат-бота, например:
Установив, какие функции должна выполнять программа, нужно определить метрики оценки эффективности.
Выбор KPI зависит от бизнес-целей.
Если задача программы — лидогенерация, то за KPI нужно принять число пользователей, которые оставили свои контакты в чате. Чем больше лидов приводит робот, тем выше его эффективность.
Также можно ввести дополнительный KPI: кроме количества лидов, оценивать их качество и релевантность.
Если чат-бот выполняет продающие и маркетинговые функции, то KPI станут конверсии в:
Так, SaluteBot может служить интернет-магазином в мессенджере, то есть показывать клиентам товары и принимать заказы в чате. Чем выше конверсия из обращения в продажу, тем выше эффективность программы.
Если бизнес-задача — снижение загрузки кол-центра, то за KPI можно принять процент обращений, самостоятельно обработанных программой. При правильной настройке SaluteBot может решать до 70% типовых запросов без участия оператора.
Также можно оценивать размер аудитории, которая работает с чат-ботом. При этом стоит учитывать не общее число пользователей, а более узкие метрики:
Высокий процент активных и повторных пользователей показывает, что ваша программа полезна для аудитории.
Метрика GCR позволяет оценить, насколько хорошо программа выполняет возложенные на неё функции.
Goal Completion Rate определяется по формуле GCR = K / S * 100,
где:
Значение GCR должно стремиться к 100%.
Чтобы оценить финансовые показатели, нужно посчитать затраты на внедрение и поддержание программы и определить выгоду от её использования.
Например, можно сравнить стоимость лидов или конверсий, которые приводит чат-бот, со стоимостью лидов или конверсий из других источников.
Допустим, вы запустили таргетированную рекламу в соцсетях двух видов:
Оценим выгоду обоих каналов.
Как работает Lead-ads?
Как работает промозапись?
Чтобы оценить рентабельность SaluteBot, нужно сделать следующее:
Стоимость конверсии определяется по формуле СЗ / КК, где:
Если конверсии, которые приходят с промозаписи, обходятся бизнесу дешевле, значит, SaluteBot работает эффективно. Если выгоднее канал Lead-ads, значит, нужно повышать эффективность программы.
Как правило, большая часть проблем решается доработкой сценария.
Пример: бот должен выполнять функции техподдержки, но после его внедрения загрузка кол -центра не снизилась. Предоставьте программе больше информации для ответов на вопросы пользователей, и тогда алгоритм сможет обрабатывать обращения самостоятельно, а также перестанет постоянно переводить диалог на операторов.
Иногда причина низкой эффективности программы в том, что диалог с пользователем заходит в тупик. Оцените структуру сценария и убедитесь, что каждая ветка ведёт к действию. Например, если робот не распознал запрос, он может выполнить одно из действий:
Вы можете дорабатывать сценарий SaluteBot в онлайн-конструкторе и сразу же тестировать диалог. Готовый чат-бот можно интегрировать с сайтом, Telegram, Viber, Авито, страницей в Одноклассниках или VK.
Продукты из этой статьи: