Как создать магазин в Telegram
Telegram продолжает завоёвывать аудиторию. Для многих пользователей это главный мессенджер, площадка для общения, развлечений, обмена новостями, полезной информацией. Каналы, ленты, чаты собирают тысячи реакций и комментариев.
В поисках клиентов платформу для рекламы активно использует бизнес, размещает тематический контент, делает рассылки, продвигает бренды, продаёт через специальные интернет-магазины.
Преимущества продаж в Телеграме
Компании, которые уже общаются с клиентами в Telegram через чат-боты, смогли оценить высокую степень активности аудитории и большие охваты.
При запуске нового коммерческого канала становятся очевидны и другие преимущества:
- Экономия бюджета по нескольким статьям. Создание интернет-магазина в Телеграме требует меньше времени и ресурсов, чем разработка сайта или приложения. Бот с различными сценариями диалога поможет автоматизировать процесс и оптимизировать работу службы поддержки.
- Понятный интерфейс и простая схема действий пользователей. Кастомизированный каталог и ленты с товарами не перегружены дополнительными уровнями и элементами. Отсутствие сложной вёрстки делает загрузку вашего бот-магазина моментальной. С его помощью клиент оперативно выбирает нужное, оформляет заказ, совершает оплату.
- Быстрое обслуживание. Чётко настроенная работа бота в Телеграме позволяет уточнять заказы и обрабатывать заявки за несколько секунд. Покупатель не ждёт реакции оператора, быстро получает ответы на свои вопросы через мессенджер.
- Интернет-магазин всегда под рукой. Пользователям не нужно устанавливать дополнительное приложение. Просматривая на своём смартфоне ленту в Телеграме, они увидят все новинки, специальные предложения, акции в вашем telegram-канале. Это плюс к удовлетворённости и лояльности клиента.
- Автоматизация продаж. В Телеграме можно продавать на десятки и сотни тысяч рублей в месяц. Для этого добавляйте любые сценарии диалога. Следуя заданному алгоритму, бот приведёт потенциального клиента к покупке, система мотивирует совершить повторный заказ или подписаться на рассылку, предложит скидки, акции.
- Большой набор функций при простом исполнении. Пользователи не ограничены покупками. Они могут оставлять реакции, комментарии, отзывы, отправлять файлы, делиться ссылками, переходить по ним. Не ограничен и продавец — можно подбирать любые изображения, общаться с аудиторией, вести блог, делиться интересной информацией, давать ссылки на сайт, полезные ресурсы.
Уровень конкуренции на площадке всё ещё низкий, поэтому бот в Telegram может стать точкой роста для стартапов.
Способы продаж через Telegram
Зайти на площадку можно в нескольких форматах, которые рассчитаны на разные бюджеты и знания:
- Традиционный канал с публикациями. Менеджер ведёт ленту, подбирает изображения товара, вставляет ссылки, пишет текст, отвечает на вопросы клиентов и принимает заказы.
- Аукцион. Встречается нечасто, но может быть вполне успешным. Робот выставляет лот, а пользователи пишут стоимость начиная со стартовой. Конкуренция мотивирует совершать покупки.
- Бот для совместных закупок. Алгоритм позволяет клиентам координировать действия и покупать выгодно через Телеграм.
- Автоматизированный интернет-магазин. Настроенное меню и виртуальный помощник позволяют быстро изучить ассортимент и купить понравившиеся товары. Робот выполняет роль консультанта, службы поддержки, приёмщика заказов.
С апреля 2022 года в мессенджере Telegram появилась возможность бесплатно интегрировать боты с приложениями, написанными на JavaScript. Если в компании есть разработчики с соответствующими навыками, они могут создавать площадки нового формата, но на это потребуются месяцы работы и отдельный бюджет.
Как сделать магазин в Телеграме
В зависимости от сложности и функциональности бота, на его создание может уйти от 15 минут до нескольких дней. Для этого можно использовать встроенную в Telegram функцию и специальные конструкторы с готовыми шаблонами.
С помощью бота
В строке поиска в Телеграме нужно ввести имя @BotFather и запустить алгоритм в открывшемся чате. Командой /newbot будет запущен процесс создания нового чат-бота. На этом этапе надо придумать название будущего канала мессенджера, ввести его. В ответ поступит сообщение с API-токеном, который нужно сохранить.
Через другой сервис, @Manybot, можно создавать структуру, алгоритмы, сценарии работы своего магазина. Для этого нужно отправить в чат с ним полученный ранее API-токен, перейти по ссылке к настройкам и следовать инструкции. Для примера можно изучить существующие сервисы. Созданные таким способом площадки работают одинаково и лишены индивидуальности.
Оба варианта бесплатны для пользователей.
Среди популярных сервисов в Телеграме — автоматизированные чаты, позволяющие выбрать и заказать еду.
Рассмотрим на примере службы доставки пиццы:
- После старта алгоритм поприветствует пользователя и предложит ознакомиться с меню, представленным в нижней части чата в виде кнопок с разделами и вариантами блюд.
- Выбрав позицию, клиент может уточнить детали, например попросить неострую пиццу. Для этого в сценарии диалога нужно предусмотреть соответствующие интенты и реакции помощника.
- Робот отобразит на экране пункт меню с изображением и деталями. Может быть предложена реклама акций, стимулирующих продажи.
- Если клиента всё устраивает, он даёт команду отправить позицию в корзину.
- Формирование заказа продолжается до тех пор, пока не будут выбраны все желаемые блюда.
- Через команду «Покажи мой заказ» алгоритм сформирует в одном сообщении перечень продукции и просчитает итоговую сумму.
- Заказ подтверждается фразой «Оформить заказ».
- Система предложит ввести параметры доставки — номер телефона и адрес.
- После появится кнопка оплаты, которая переведёт процесс на настроенного платёжного провайдера.
- При подтверждении оплаты бот сообщит, что заказ оформлен, и предложит отслеживать его статус.
Нюансы диалога, ответвления в сценарии зависят от специфики товара и tone of voice компании. Помощник в Телеграме может общаться неформально, в разговорном стиле, или придерживаться делового тона. Количество кнопок-подсказок и их содержание зависит от продукта и влияет на сложность и продолжительность создания проекта.
Если интернет-магазин оформлен в виде канала с постами о товарах, к каждому из них в описании можно указывать ссылку на chat-bot, который автоматически принимает заказы. При этом канал остаётся инструментом живого взаимодействия с аудиторией, а виртуальный помощник оптимизирует работу операторов.

Боты в Telegram эффективны для продаж. Помимо прямых заказов, они могут оказывать консультативную поддержку — рассылать информационные материалы, отвечать на типовые вопросы, определять суть запроса, чтобы перевести на ответственного менеджера. Кроме того, они помогут расширить базу клиентов, собрать контакты и продать дополнительные услуги.
Ниша относительно свободна, поэтому аутентичные магазины с востребованными товарами быстро найдут своих покупателей.