ym88659208ym87991671
8 минут на чтение
12 ноября 2024

Повышение вовлечённости сотрудников: как отслеживать настроение команды

Невозможно эффективно управлять командой, если руководитель не понимает, насколько подчиненные вовлечены в работу. От настроения в коллективе зависит продуктивность и мотивация сотрудников, а вместе с тем  и качество рабочих результатов.

Что такое вовлечённость сотрудников

Вовлечённостью можно назвать эмоциональную привязанность работника к компании, его готовность вкладывать усилия в достижение общих целей.

К этому понятию также относят активное участие в жизни команды:

  • инициативность, готовность предлагать новые идеи и решения;
  • понимание ценностей компании, готовность защищать её интересы;
  • ответственное отношение к своим обязанностям и желание делать работу хорошо.

Зачем отслеживать и повышать вовлечённость персонала

Когда компания активно вовлекает сотрудников в жизнь команды:

  • Повышается продуктивность  согласно исследованиям, активные работники быстрее и качественнее выполняют свои задачи.
  • Прибыль растет быстрее  то же исследование показало, что показатель EPS (прибыль на акцию) увеличивается более чем в четыре раза быстрее, чем у конкурентов.
  • Клиенты бизнеса остаются довольны  потому что вовлечённые работники отлично удовлетворяют их нужды, общаются вежливо и производят приятное впечатление.
  • Сотрудники меньше болеют  ведь работа приносит удовольствие, а стрессы сводятся к минимуму. Это тоже подтверждает исследование.

Вовлечённость влияет и на имидж компании на рынке труда: лояльные сотрудники хвалят работодателя, привлекая других «коллег по цеху». Дополнительно сокращаются издержки бизнеса, связанные с текучкой кадров: ведь компания экономит на найме и обучении нового персонала.

Что влияет на вовлечённость в коллективе

Вовлечённость сотрудника зависит от того, насколько компания удовлетворяет основные его потребности: эмоциональные, интеллектуальные и физические.

Если сотрудникам комфортно в компании, они не будут параллельно рассматривать предложения других работодателей. В слово «комфорт» можно вложить множество понятий, и для каждого сотрудника они свои.

Например:

  • Лояльность руководителей  уважение, премии, благодарность за хорошо сделанную работу, справедливая оплата труда и грамотное распределение задач.
  • Перспективы роста  возможность проходить курсы и учиться новому, подниматься по карьерной лестнице.
  • Комфортное рабочее место  не только кофемашина, но и светлое и просторное помещение, современное оборудование, горячие обеды, комната отдыха.
  • Приятные отношения в команде  интересные и оплаченные руководством корпоративы, неформальное общение, клубы по интересам.
  • Дополнительные бонусы  компенсация расходов на медицину, спорт и питание, оплата проезда или бензина, скидки на товары и услуги компании.

Вовлечённость и корпоративная культура в компании

Важную роль играет корпоративная культура: ценности, традиции и атмосфера в коллективе. Чтобы сотрудники активнее вовлекались, внутреннюю культуру компании нужно постоянно развивать.

Недостаточно просто собрать сотрудников на яркий и дорогой праздник  нужно проработать систему ценностей и транслировать их команде.

1. Определите миссию компании

Миссию нужно сформулировать так, чтобы любой сотрудник понимал, какого результата компания ждёт от его работы.

Например: «Делать бизнес клиента эффективнее» или «Заботиться о здоровье клиентов и дарить положительные эмоции».

2. Поставьте стратегические цели и зафиксируйте ценности компании
Иными словами, продумайте долгосрочные задачи бизнеса. Важно, чтобы цели и ценности оставались не просто «словами на бумаге», а реально встраивались в повседневные процессы.

Например, одна из ценностей  забота о клиентах. Нужно донести эту ценность до всех сотрудников: объяснить, почему это важно для компании и как отразится на команде. Тогда каждый, от менеджера до техподдержки, будет демонстрировать эту заботу на практике:

  • оперативно решать запросы,
  • быть вежливым и тактичным,
  • идти навстречу клиенту, даже если это требует дополнительных усилий.

3. Развивайте каналы коммуникации
Один из ключевых факторов вовлечённости  это ощущение, что голос каждого сотрудника услышан. Создайте условия для регулярной обратной связи, где сотрудники могут делиться своими идеями, предложениями и проблемами.

Например, устраивайте регулярные встречи и проводите анонимные опросы. Помните: на вовлечённость сотрудников также влияет и то, насколько работодатель сам следует своим миссии, целям и ценностям, которые он транслирует.

Как оценить вовлечённость персонала

Можно проводить регулярные опросы, устраивать фокус-группы и анализировать текущие данные  о текучке кадров, производительности труда и других показателях.

Опросники и анкеты

Самый популярный опросник, чтобы определить вовлечённость и общее настроение сотрудника  Gallup Q12. Он состоит из 12 вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».

Вопросы помогают понять, что влияет на мотивацию сотрудников, и определить общий уровень удовлетворённости:

  1. Знаете ли вы, чего ждёт от вас руководитель?
  2. У вас есть всё, что нужно, чтобы делать свою работу хорошо  ресурсы, материалы, инструменты?
  3. Есть ли у вас возможность каждый день на работе делать то, что получается у вас лучше всего?
  4. За последнюю неделю вас хвалили или благодарили за успешно выполненную задачу?
  5. На ваш взгляд, работодатель, руководитель и коллеги заботятся о вас как о личности?
  6. Помогают ли вам в компании расти и развиваться?
  7. Чувствуете ли вы, что ваше мнение ценят и прислушиваются к нему?
  8. Вызывают ли у вас миссия и стратегия компании чувство значимости вашей работы?
  9. Считают ли ваши коллеги, что делать свою работу «на отлично»  это правильно?
  10. Есть ли в коллективе кто-то, кого вы можете назвать настоящим другом?
  11. В последние полгода коллеги или руководитель общались с вами по поводу ваших профессиональных достижений?
  12. В течение последнего года у вас была возможность научиться чему-то новому и вырасти как специалист?

Организовать такое тестирование можно онлайн  например, с помощью гугл-формы. Но удобнее опрашивать сотрудников на платформе, которая быстро анализирует и сохраняет результаты тестов  например, HR Pulse.

HR Pulse  это платформа полного управления персоналом компании. С её помощью HR-специалист может использовать конструктор опросов, назначать тесты конкретным сотрудникам и следить за статусом их прохождения в режиме реального времени.

Интервью со специалистами

Кроме опросов полезно также периодически проводить личные встречи  особенно, если человек давно работает в компании.

Во время личной беседы вы получите развернутые ответы на важные для HR-процессов вопросы:

  • почему специалист продолжает работать в компании;
  • что ему нравится, а что, по его мнению, требует доработок;
  • считает ли он себя частью коллектива, чувствует ли, что его ценят;
  • какая часть работы нравится больше всего, какая  меньше всего;
  • есть ли у него идеи по развитию компании, которые он решался озвучивать.

Поддерживать общение с сотрудниками особенно важно, если они работают удалённо. С этим сегодня помогают платформы для видеовстреч. Например, SaluteJazz.

В SaluteJazz можно организовать созвон за пару кликов  без ограничений по времени. Можно записать встречу, чтобы затем отдельно проанализировать поведение и ответы сотрудника.

Вместо заключения

Напоследок делимся полезными материалами, в которых можно почерпнуть идеи для повышения вовлечённости сотрудников и развития корпоративной культуры:

  • «Доставляя счастье»  Тони Шей;
  • «Никаких правил. Уникальная культура Netflix»  Рид Хастингс;
  • «Вкусвилл. Как совершить революцию в ритейле»  Евгений Щепин;
  • «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks»  Говард Бехар.

Помните: высокая вовлечённость персонала  ключ к процветанию бизнеса. Инвестируйте в вовлечённость сотрудников  так вы сформируете лояльную и мотивированную команду, готовую достигать амбициозных целей.

Ещё по теме
HR
Среднесписочная численность персонала

Формулы, примеры, пошаговая инструкция
HR
Ценности компании

Формирование и внедрение ценностей компании
HR
Обратная связь сотрудникам в компании

Зачем нужна и как правильно ее давать
HR
Как проводить собеседования при приёме на работу

Советы для бизнеса и кандидатов
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.