Прокторинг – цифровая технология, разработанная для контроля оценки знаний. Активно применяется в образовательных учреждениях (например, на контрольных работах и экзаменах), а также для аттестации персонала. В статье рассказываем, что такое система онлайн прокторинга, почему это будет полезно бизнеса и как правильно внедрить инструмент проверки в процесс обучения.
Технология позволяет отследить, насколько добросовестно студент или сотрудник проходит тестирование или экзамен. Это нужно, чтобы человек не использовал стороннюю помощь — например, шпаргалки или смартфон.
За ходом экзамена следит проктор (от англ. «proctor» – надзиратель) — удалённо, через камеру. Проктором может быть искусственный интеллект или любой сотрудник — при этом даже не обязательно, чтобы он разбирался в теме теста.
Участникам нужен только компьютер и стабильное подключение к интернету. Если «экзаменатор» (компания или университет) не требует вести запись экрана, то устанавливать дополнительные программы не нужно.
Перед началом экзамена система проверит личность ученика или работника — сверит его лицо с фотографией в базе. После этого человек может приступать к тесту, в то время как проктор будет следить за ходом процесса и фиксировать возможные нарушения.
Проктор заметит, если студент начнёт вести себя подозрительно — например, отойдёт от компьютера или будет часто смотреть за пределы монитора. Такие моменты фиксируются на видео и влияют на итоговую оценку.
В зависимости от того, кто участвует в оценке экзаменуемого, выделяют 3 вида прокторинга.
В этом случае контролирующий специалист вообще не участвует в процессе. В начале процедуры искусственный интеллект подтверждает личность сдающего. Затем, когда студенты приступают к экзамену, может отследить нарушение по обозначенным критериям.
Например, цифровой проктор может увидеть третьих лиц в кадре или отметить посторонние звуки. Система автоматически включает запись, регистрирует время нарушения и формирует итоговый отчёт об оценке.
Этот вариант дешевле всего, но имеет ограничения в использовании. Так, автоматический проктор не распознает наличие «хитрых» шпаргалок — например, секретных надписей на чехле телефона или на этикетке бутылки с водой.
Искусственный интеллект не поможет и в случаях, когда нужно оценить ход мысли студента и задавать уточняющие вопросы — если в заданиях есть устная часть.
В этом случае за экзаменом через камеру в режиме онлайн следит обученный специалист. При этом часто записывается и сам сдающий, и его рабочий экран.
В начале экзамена проктор подтверждает личность студента и проверяет, нет ли рядом с ним вспомогательных материалов и устройств. Проверяющий следит за ходом процесса и может написать сообщение в чат, если заметит нарушение. Проктор даже может остановить тест, если экзаменуемый не реагирует на замечания, и признать оценку недействительной.
Синхронный контроль дороже, чем автоматический, но при этом даёт более точную картину после проверки. Всё потому, что проктор может заметить посторонние подсказки, недоступные для ИИ.
При этом подходе, как и при автоматическом, программа сама подтверждает личность студентов и контролирует сдачу экзамена. Искусственный интеллект записывает весь процесс оценки и автоматически фиксирует подозрительные моменты. К ним относятся:
Разница с автоматическим прокторингом в том, что после окончания проверки запись передается проверяющим сотрудникам. Итоговая оценка формируется по результатам их проверки, а не автоматически с помощью ИИ.
Прокторинг решает сразу несколько задач:
Подтверждает личность сдающего — это удобно, когда экзамен проводится для большого потока, и нельзя допустить, чтобы вместо реального студента пришёл его более подготовленный знакомый.
Отслеживает и записывает нарушения, которые могут повлиять на оценку — при перепроверке записей экзаменатор может заметить то, чего не увидел бы в аудитории.
Убирает «человеческий фактор» — если есть подозрения, что к некоторым студентам преподаватель относится предвзято;
Помогает разбирать спорные ситуации — когда ученик не согласен с результатом проверки;
Экономит расходы на сотрудников, которые следят за ходом оценки.
Система часто внедряется в HR-сферу компании, позволяя оценивать кандидатов и сотрудников.
Однако это не всегда лучшее решение. Во время такой оценки работники могут испытывать стресс, который влияет на результаты тестирования и на общий психологический климат в коллективе.
Обучение и оценку навыков лучше проводить в привычной для коллег обстановке — например, с помощью видеозвонков. Личная встреча с сотрудником или групповая конференция задаёт хороший настрой — можно провести аттестацию без лишних волнений.
При этом важно, чтобы встречу можно было записать, и не было ограничений по времени. Под эти критерии подходит SaluteJazz — сервис для видеоконференций. Платформа также предлагает функцию шумоподавления — чтобы встреча была ещё комфортнее.
Созданы специально для удобного тестирования работников, выявления сильных и слабых сторон каждого участника команды. В отличие от прокторинга, такие системы заточены именно под HR-задачи бизнеса.
Как правило, программа дает возможность провести самые разные виды опросов и тестов онлайн. Благодаря единой базе информация по каждому сотруднику собирается в персональной карточке. Готовые опросники, выгрузка отчетов и графиков, быстрый доступ к результатам и аналитике – всё это встроено внутрь системы.
При выборе конкретной платформы важно оценить не только доступный инструментарий, но и удобство использования. Сотрудникам должно быть интуитивно понятно, как всё устроено — тогда вы с большей вероятностью получите точные результаты оценки.
Например, у сервиса HR Пульс простой и дружелюбный интерфейс, в котором приятно работать как сотрудникам, так и руководителям. Для удобства в системе есть готовые шаблоны тестов, а для глубокого исследования можно настроить кастомные опросы.
Результаты проверки отображаются в виде понятных таблиц и графиков — можно быстро разобраться в итогах тестирования и сделать выводы.
Если вы решили всё-таки использовать прокторинг, убедитесь, что все студенты или сотрудники знают, как пользоваться системой. Для этого проведите инструктаж, озвучьте правила и ограничения — чтобы никто не «провалил» экзамен по незнанию.
А ещё важно правильно настроить участников на тестирование: объяснить, что прокторинг — это не способ «поймать» их на ошибке, а мера для поддержания прозрачности процесса.