Продукты из этой статьи:
Чат-бот работает точно по алгоритму, который в него заложили. Вы сами задаёте реплики и действия, которые должна совершить программа в ответ на разные запросы пользователей. Эффективность бота напрямую зависит от сценария.
Следовательно, чтобы повысить продажи через чат-бот, нужно дорабатывать его сценарий. А чтобы понять, какие изменения вносить, сначала необходимо провести анализ накопленной статистики. Посмотрим, как это сделать, на примере виртуального помощника SaluteBot.
Для оценки программы нужно собрать следующую статистику:
При работе с SaluteBot посмотреть статистику можно в личном кабинете Цифровой витрины — в том же интерфейсе, где разрабатывается сценарий.
Если вы используете SaluteBot на нескольких каналах (например, в Telegram, ВКонтакте и на сайте), то учитывайте, что статистика отображается отдельно по каждой площадке.
Это позволяет сравнить показатели работы SaluteBot в разных источниках трафика и увидеть, какие мессенджеры и соцсети предпочитают ваши клиенты. Для общего анализа эффективности нужно суммировать статистику по всем площадкам.
SaluteBot умеет принимать заказы и отправлять данные в CRM. Соответственно, информацию для анализа продаж нужно брать из вашей внутренней системы учёта.
При этом стоит разделять заказы по категориям:
Уже на этапе сбора этих данных можно сделать вывод об эффективности робота. Допустим, вы заметили, что программа приводит много заказов, но большая их часть отменяется. Возможная причина — в дискоммуникации. Например, при оформлении заказа робот не сообщает окончательную цену, не спрашивает удобное время для доставки, не присылает подтверждение заказа. Нужно провести анализ сценария и сделать все реплики SaluteBot понятными и однозначными.
Чтобы оценить вклад чат-бота в общие продажи, нужно подготовить следующие данные:
Для анализа финансовых показателей нужно знать, во сколько вам обходится чат-бот. Это сумма, которую вы платите за лицензию или подписку.
Например, пользоваться SaluteBot при ежемесячном трафике до 50 пользователей можно бесплатно, далее действует тариф от 990 ₽ в месяц.
В расходы могут входить и другие траты:
Например, при использовании SaluteBot можно сделать сценарий самостоятельно в бесплатном конструкторе либо заказать платную разработку под ключ. Во втором случае стоимость разработки нужно включить в общие расходы.
Сначала оценим вклад чат-бота в общий объём продаж. Нужно понять, как изменилась ситуация после внедрения программы.
Для этого рассчитаем темп роста любого показателя — выручки, числа заказов, количества новых клиентов, прибыли.
$$ \text{Темп роста} = \frac{\text{Показатель 1}}{\text{Показатель 2}} \times 100, $$
где:
Допустим, вы подключили SaluteBot в январе 2022 года. Тогда за Показатель 1 можно взять объём продаж за 2021 год, а за Показатель 2 — объём продаж 2022 года.
Если сравниваете параметры в рамках месяца, то лучше выбирать равнозначные периоды, чтобы избежать погрешности из-за колебаний сезонного спроса. Например, объём продаж за январь 2021 года сравниваем с продажами за январь 2022.
Оцениваем результаты расчётов:
Затем рассчитаем рентабельность — экономическую эффективность автоматизации. Для этого определим рентабельность до и после внедрения чат-бота:
$$ \text{Рентабельность} = \frac{\text{Прибыль}}{\text{Выручка}} \times 100\%. $$
Сопоставляем рентабельность с динамикой продаж и делаем выводы:
Рассчитаем процент продаж чат-бота: сколько диалогов программа завершает сделкой.
$$ \text{Конверсия} = \frac{\text{Число клиентов, оформивших заказ}}{\text{Общее число уникальных пользователей}} \times 100\%. $$
Чем ближе показатель к 100%, тем эффективнее бот.
Посмотрим, выгодно ли привлекать клиентов через чат-бот. Для этого сравним стоимость лида (CPL) до и после автоматизации.
$$ CPL = \frac{\text{Расходы на привлечение лида}}{\text{Количество привлечённых лидов}}. $$
При анализе продаж за лид принимаем конверсию:
В расходы включаем рекламный бюджет, вложения в маркетинг, а также стоимость использования чат-бота.
Если после подключения робота показатель CPL снизился, значит, автоматизация эффективна.
SaluteBot может закрывать до 70% запросов клиентов без привлечения оператора. Это помогает сэкономить время сотрудников и избежать расходов на увеличение штата при росте бизнеса.
Для анализа финансовой выгоды от использования робота применим формулу:
$$ \text{Экономия} = \text{Диалоги} \times \text{Работа оператора} \times \text{Оплата оператора} - \text{Расходы}, $$
где:
Размер экономии зависит от количества сообщений, принимаемых роботом. Для увеличения выгоды можно масштабировать SaluteBot:
Например, робот может не только продавать, но и сообщать клиентам статус заказа, выполнять задачи техподдержки, собирать отзывы.
Алгоритм действий зависит от результатов анализа. Выше мы рассказали, что нужно предпринять при низкой рентабельности и плохой динамике продаж. В целом же рекомендация одна: дорабатывать сценарий. Идеи по улучшению можно почерпнуть в статистике чат-бота.
Допустим, программа часто переключает диалог на оператора. Значит, робот не понимает реплики пользователей, и тогда в сценарий нужно добавить новые ветки и интенты. Создавать интенты можно на основе нераспознанных фраз, которые также отображаются в статистике.
Другая причина низкой эффективности — слабое вовлечение аудитории. Если бот приветствует каждого посетителя сайта, но клиенты не вступают в диалог, поэкспериментируйте с первым сообщением. Например, можно выводить кнопочное меню с вариантами действий. Так пользователь поймёт, в чём польза робота и как его использовать.
Продукты из этой статьи: