У вас есть новый продукт, который нужно продавать. Где искать клиентов? Как выбрать каналы сбыта? Как продвигать товар, чтобы выдержать конкуренцию? Ответы на эти вопросы содержит стратегия продаж.
Это политика реализации продукта, набор стратегических шагов, которые должны привести к заданной цели. Соответственно, стратегия продаж состоит из двух частей:
Как правило, любой стратегический план преследует одну глобальную цель — увеличение прибыли. Идти к этой цели можно разными путями, например:
Описанные выше пути достижения целей — это разные виды стратегий. Выбирая вектор развития бизнеса, нужно учитывать внешние и внутренние факторы:
Посмотрим, какие бывают стратегии продаж и какую выбрать в зависимости от вида бизнеса.
В стратегическом планировании используются разные классификации — например, по характеру работы с клиентами:
Подходит при выходе в массмаркет с товарами или услугами высокого спроса. Стратегия часто используется в сферах с жёсткой конкуренцией и предполагает активное продвижение продукта. При этом он должен отвечать следующим требованиям:
При агрессивной стратегии продаж нужно выполнить две задачи:
Чтобы охватить большую аудиторию, необходимо задействовать разные каналы сбыта и использовать полный комплекс маркетинговых инструментов, в том числе:
Другой инструмент развития продаж — сервис Layer by Sber. В его основе новая технология распознавания объектов в кадре, благодаря которой можно продавать продукт пользователям во время просмотра медиаконтента.
Как это работает:
Технология позволяет настроить связь с каталогом магазина, привязать конкретный товар к фото- или видеокадру. Для бизнеса Layer by Sber — это дополнительный канал сбыта и захват нового сегмента аудитории.
Подходят для нишевых, сложных и дорогих продуктов, товаров с длинным циклом сделки, для сферы услуг.
Продвижение строится на следующих принципах:
Консультационная и партнёрская стратегии предполагают постоянное улучшение сервиса. Рост продаж зависит от репутации компании и уровня счастья её клиентов.
Допустим, вы продаёте новые или сложные продукты — те, при выборе которых у покупателя возникает много вопросов. Если клиент вовремя не получит ответы и не разберётся в продукции, он может уйти. Проблема актуальна и при продаже товаров премиум-сегмента. Перед дорогой покупкой клиент должен быть уверен, что выбрал правильный товар и получит за свои деньги именно то, что хочет.
Поэтому каждому новому покупателю нужно уделять максимум внимания:
Эти функции может выполнять sales-менеджер. Но при большом потоке обращений можно потерять часть заказов из-за высокой загрузки сотрудников. Чтобы сохранить клиентов, процесс лучше автоматизировать — например, с помощью чат-бота SaluteBot.
Чат-бот работает круглосуточно и без выходных, реагирует на обращение пользователя за две секунды. Сценарий общения с клиентами настраивается в бесплатном онлайн-конструкторе.
Примеры ботов, которых вы можете создать для увеличения продаж:
Первым делом нужно оценить текущие результаты, а для этого — провести аналитику продаж. По итогам анализа определите направления, по которым будете развивать бизнес.
Примеры направлений:
Для комплексного анализа можно воспользоваться инструментом Sber Process Mining: это интеллектуальная система, которая проанализирует бизнес-процессы вашей компании, найдёт слабые места и даст рекомендации по оптимизации.
Определите срок планирования и решите, чего хотите достичь к его концу.
Примеры целей:
Цель должна соответствовать критериям метода SMART: быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени.
Нужно описать способы достижения цели: как именно вы решите задачи, поставленные на втором шаге. Этап включает:
После составления стратегического плана нужно:
Рассмотрим порядок действий на примере сервисной компании по ремонту электроники.
Как мы помним, первый этап разработки стратегии — изучение текущей ситуации и постановка целей. Для этого был проведён анализ продаж. В процессе изучения отчётов выяснилось, что компания теряет 10% клиентов из-за долгого ожидания ответа на линии. В кол-центре работало шесть операторов, и среднее время ожидания составляло две — три минуты.
Чтобы увеличить прибыль, можно было выбрать одну из двух стратегий:
Компания оценила стоимость привлечения и обучения нового персонала и сравнила с затратами на внедрение чат-бота. Автоматизация оказалась выгоднее, поэтому компания пошла по второму пути. Подключили SaluteBot, который отвечал на обращения клиентов за две секунды, принимал заказы и оформлял запись на ремонт.
В результате компания освободила трёх операторов для решения сложных вопросов и постпродажного обслуживания. Потери заказов из-за долгого ожидания на линии удалось свести к нулю. Расходы на контактный центр снизились на 34%, а конверсия обращений в заказ выросла на 12%.
Чтобы отслеживать прогресс и эффективность стратегии, нужно расставить контрольные точки — этапы проверки промежуточных результатов. Как это сделать:
Мониторинг промежуточных результатов поможет скорректировать план в процессе его выполнения. Продолжая пример выше: если в конце первого квартала доход не составил даже 1 млн, возможно три варианта:
Возможно, план был слишком оптимистичен, при его составлении не учитывались ресурсы компании, компетенции сотрудников, экономическая ситуация в стране. Следовательно, нужно либо внести в него изменения, либо пересмотреть цели.
Продукты из этой статьи: