Чем больше вы знаете о клиентах, тем эффективнее можете вести продажи. Как это работает и где брать клиентские данные, рассказываем в этой статье.
Сбор информации о потребителях помогает ответить на следующие вопросы:
Клиентские данные используются в маркетинге, продажах и оптимизации бизнес-процессов. Разберём подробнее несколько задач, которые можно решить методом сбора информации.
Собирайте данные о посетителях ваших сайтов, лендингов, страниц в соцсетях. Эти пользователи — ваши потенциальные клиенты, которые проявили интерес к вашему бизнесу. Значит, с ними можно начать более плотное взаимодействие. Например:
Так вы вовлечёте новых клиентов в воронку продаж, а затем плавно подведёте к покупке или заказу услуги.
Клиентов, которые уже покупали товары и пользовались вашими услугами, можно типировать для увеличения будущих продаж. Для этого нужно:
Например, интернет-магазин провёл сбор клиентских данных, выделил базу постоянных покупателей и разделил её на две категории:
Опираясь на эту информацию, магазин выстраивает маркетинг по двум направлениям. Для первой категории клиентов вводит услугу VIP-обслуживания, в которую входит:
Это позволяет удержать VIP-клиентов и повысить их лояльность. Для увеличения прибыли с этого сегмента магазин добавляет в ассортимент лимитированные коллекции, продукцию дорогих брендов. В рекламе акцент ставится на премиальные услуги и эксклюзив.
В работе со второй категорией используются другие методы. В рассылках и продвижении магазин рассказывает о возможностях сэкономить:
В рекламе товаров магазин заостряет внимание на таких характеристиках, как многофункциональность, долговечность, практичность.
Без сбора и изучения клиентских данных бизнес не знает, как вести маркетинг и продажи: какие методы, приёмы и инструменты окажутся эффективнее, а на какие не стоит тратить деньги.
Зная информацию о покупателе, вы можете обращаться к нему по имени в маркетинговых коммуникациях, поздравлять с днём рождения и профессиональными праздниками. Такой, казалось бы, простой приём позволяет ощутимо увеличить уровень лояльности. А лояльный клиент с большей вероятностью обратится к вам снова, оставит отзыв и порекомендует вашу компанию знакомым.
Чтобы усилить этот эффект, в маркетинге используются personal offers — индивидуальные коммерческие предложения. Как работает метод:
Процесс сбора и анализа данных можно автоматизировать, например с помощью чат-бота SaluteBot. Программа умеет составлять персональные предложения на основании истории покупок. Для этого нужно:
Далее процесс выглядит так:
Эффективность метода personal offers доказывают маркетинговые исследования:
Обратите внимание на последний пункт. Пользователи ценят приватность и следят за тем, какие именно персональные данные использует бизнес в маркетинге и продажах. Клиенты чувствуют напряжение, когда вы знаете о них слишком много — больше, чем они вам сами сообщили. Поэтому важно выбирать корректные, законные и этичные методы сбора данных.
Можно начать с формирования тёплой базы подписчиков. Это пользователи, которые оставляют свои контакты, чтобы получать ваши материалы по email и в мессенджерах. Подробно этот метод мы разобрали в статье «Как собрать базу для email-рассылки».
Следующий шаг — сбор более детальной информации о подписчиках. Отправьте письмо с предложением заполнить анкету для более близкого знакомства. В анкете можно получить социально-демографические параметры:
Метод помогает лучше узнать своих подписчиков и показать, что они важны и интересны.
Выше мы увидели, что чат-боты умеют составлять personal offers на основании статистики продаж. Кроме этой функции, программа может вести сбор контактов новых пользователей.
Пример реализации:
Вы можете создать чат-бот в конструкторе по готовому шаблону и подключить его в Telegram, VK, на сайте или другой площадке.
Собирайте клиентские данные при онлайн-продажах и получении заявок. Добавьте в форму на один пункт больше, чем требуется для оформления заказа.
Например, при покупке товара в вашем интернет-магазине пользователь должен указать:
Включите в форму необязательное поле для ввода даты рождения. Этот параметр нужен для определения возраста клиента, вы сможете использовать его в таргетингах и аналитике.
Чтобы пользователи заполняли это поле, их нужно мотивировать. Один из методов мотивации — написать в онлайн-форме, что если пользователь укажет дату, то будет получать от вас ко дню рождения скидки, поздравления и сюрпризы.
Сбор данных в соцсетях можно организовать несколькими методами:
Всю собранную информацию нужно консолидировать — собрать в одном источнике. При небольшой базе подойдёт Excel-таблица. С ростом числа заказов и контактов лучше перейти на специальную платформу CRM.
Это метод автоматического сбора данных о посетителях вашего сайта. Аналитические сервисы определяют:
Для использования этого метода нужно настроить интеграцию системы аналитики и CRM.
Сбор информации можно разделить на два направления:
Персональные данные клиента включают:
История взаимодействия составляется на основании статистики продаж и обращений. В неё входят:
Большая часть информации поступает из сторонних источников:
Напрямую у пользователей нужно запрашивать только основные персональные данные. Это можно сделать с помощью анкеты.
В заголовке опросника укажите цель сбора данных. Напишите, зачем вам информация и как вы будете её использовать. Из этого описания клиент должен понять, какую выгоду принесёт заполнение анкеты. Пример формулировок:
Анкета должна содержать обязательные поля для сбора персональных данных:
Поля для сбора контактов нужно оформить так, чтобы у пользователей не возникало вопросов по заполнению. Например, для номера телефона сделайте разметку вида «+7 (ххх) ххх — хх — хх».
Также можно добавить в анкету дополнительные поля:
Разместите в форме ссылку на пользовательское соглашение об обработке и хранении персональных данных. Вставьте чекбокс, в котором клиент должен поставить галочку в подтверждение согласия на получение ваших рассылок.
Продукты из этой статьи: