ym88659208ym87991671
11 минут на чтение
20 мая 2024

Сбор информации о клиенте в продажах

Чем больше вы знаете о клиентах, тем эффективнее можете вести продажи. Как это работает и где брать клиентские данные, рассказываем в этой статье.

Зачем нужны клиентские данные

Сбор информации о потребителях помогает ответить на следующие вопросы:

  • кто ваши клиенты;
  • что их интересует;
  • какие продукты и услуги им сейчас нужны.

Клиентские данные используются в маркетинге, продажах и оптимизации бизнес-процессов. Разберём подробнее несколько задач, которые можно решить методом сбора информации.

Начало продаж

Собирайте данные о посетителях ваших сайтов, лендингов, страниц в соцсетях. Эти пользователи — ваши потенциальные клиенты, которые проявили интерес к вашему бизнесу. Значит, с ними можно начать более плотное взаимодействие. Например:

  • настроить таргетированную рекламу и показывать релевантные предложения;
  • запустить email-рассылку с цепочкой прогревающих писем;
  • предложить пройти опрос по теме вашего бизнеса;
  • пригласить на бесплатное онлайн-мероприятие.

Так вы вовлечёте новых клиентов в воронку продаж, а затем плавно подведёте к покупке или заказу услуги.

Адресный маркетинг

Клиентов, которые уже покупали товары и пользовались вашими услугами, можно типировать для увеличения будущих продаж. Для этого нужно:

  • вести сбор информации о покупателях;
  • сегментировать покупателей по разным признакам;
  • точечно работать с каждым сегментом.

Например, интернет-магазин провёл сбор клиентских данных, выделил базу постоянных покупателей и разделил её на две категории:

  • с высоким уровнем дохода — заказывают на большие суммы, требовательны к обслуживанию и качеству продуктов;
  • со средним уровнем дохода — заказывают недорогие товары, участвуют в бонусных программах, акциях.

Опираясь на эту информацию, магазин выстраивает маркетинг по двум направлениям. Для первой категории клиентов вводит услугу VIP-обслуживания, в которую входит:

  • экспресс-доставка;
  • персональный менеджер;
  • премиальная упаковка заказов.

Это позволяет удержать VIP-клиентов и повысить их лояльность. Для увеличения прибыли с этого сегмента магазин добавляет в ассортимент лимитированные коллекции, продукцию дорогих брендов. В рекламе акцент ставится на премиальные услуги и эксклюзив.

В работе со второй категорией используются другие методы. В рассылках и продвижении магазин рассказывает о возможностях сэкономить:

  • скидках;
  • распродажах;
  • бесплатных услугах, которые можно получить при заказе от определённой суммы.

В рекламе товаров магазин заостряет внимание на таких характеристиках, как многофункциональность, долговечность, практичность.

Без сбора и изучения клиентских данных бизнес не знает, как вести маркетинг и продажи: какие методы, приёмы и инструменты окажутся эффективнее, а на какие не стоит тратить деньги.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими из любой точки страны

Персонализация

Зная информацию о покупателе, вы можете обращаться к нему по имени в маркетинговых коммуникациях, поздравлять с днём рождения и профессиональными праздниками. Такой, казалось бы, простой приём позволяет ощутимо увеличить уровень лояльности. А лояльный клиент с большей вероятностью обратится к вам снова, оставит отзыв и порекомендует вашу компанию знакомым.

Чтобы усилить этот эффект, в маркетинге используются personal offers — индивидуальные коммерческие предложения. Как работает метод:

  • продавец ведёт сбор данных о продажах;
  • анализирует историю покупок и обращений каждого покупателя;
  • на основании анализа выясняет интересы, потребности, покупательские привычки;
  • составляет персональные подборки товаров, услуг, акций.

Процесс сбора и анализа данных можно автоматизировать, например с помощью чат-бота SaluteBot. Программа умеет составлять персональные предложения на основании истории покупок. Для этого нужно:

  • подключить бот на сайте интернет-магазина или другом ресурсе;
  • связать с базой данных, откуда бот будет брать клиентские данные.

Далее процесс выглядит так:

  • клиент заходит на сайт;
  • чат-бот приветствует пользователя по имени и предлагает помощь;
  • решает проблему, с которой пришёл пользователь, например:
    • сообщает статус доставки предыдущего заказа;
    • отвечает на вопросы;
    • помогает найти товар в каталоге.
  • если у пользователя нет вопросов, то предлагает посмотреть новые поступления или спецпредложения исходя из предыдущих заказов.

Эффективность метода personal offers доказывают маркетинговые исследования:

  • 71% потребителей ожидают от продавцов индивидуальных предложений;
  • 76% разочаровываются в компаниях, которые не предлагают персонализированный опыт;
  • 69% хотят получать personal offers на основании тех данных, которыми поделились с компанией.

Обратите внимание на последний пункт. Пользователи ценят приватность и следят за тем, какие именно персональные данные использует бизнес в маркетинге и продажах. Клиенты чувствуют напряжение, когда вы знаете о них слишком много — больше, чем они вам сами сообщили. Поэтому важно выбирать корректные, законные и этичные методы сбора данных.

Методы сбора информации

Подписка на рассылку

Можно начать с формирования тёплой базы подписчиков. Это пользователи, которые оставляют свои контакты, чтобы получать ваши материалы по email и в мессенджерах. Подробно этот метод мы разобрали в статье «Как собрать базу для email-рассылки».

Опросы в email-рассылках

Следующий шаг — сбор более детальной информации о подписчиках. Отправьте письмо с предложением заполнить анкету для более близкого знакомства. В анкете можно получить социально-демографические параметры:

  • семейный статус;
  • сферу деятельности;
  • профессию;
  • образование;
  • уровень дохода;
  • увлечения;
  • стиль жизни.

Метод помогает лучше узнать своих подписчиков и показать, что они важны и интересны.

Деловая женщина работает за ноутбуком

Опросы в чат-ботах

Выше мы увидели, что чат-боты умеют составлять personal offers на основании статистики продаж. Кроме этой функции, программа может вести сбор контактов новых пользователей.

Пример реализации:

  • пользователь заходит на ваш сайт или другой ресурс;
  • его приветствует чат-бот;
  • бот просит пройти опрос, а для мотивации предлагает бонус: например, промокод на первый заказ, ссылку на вебинар, бесплатный доступ к материалам;
  • бот предлагает клиенту выбрать действие, например:
    • пройти опрос;
    • узнать о продуктах;
    • посмотреть акции;
    • оформить заказ.
  • если пользователь выбирает опрос, то бот:
    • последовательно задаёт вопросы из анкеты;
    • передаёт информацию в систему учёта;
    • после прохождения опроса выдаёт обещанный бонус.
  • если пользователь выбирает другую команду, то бот переключается на нужную ветку сценария: рекламирует товары, рассказывает об акциях, принимает заказ.

Вы можете создать чат-бот в конструкторе по готовому шаблону и подключить его в Telegram, VK, на сайте или другой площадке.

Подключите SaluteBot для онлайн-работы с клиентами
Создайте бот в онлайн-редакторе самостоятельно или закажите разработку проекта у специалистов

Форма оформления заказа

Собирайте клиентские данные при онлайн-продажах и получении заявок. Добавьте в форму на один пункт больше, чем требуется для оформления заказа.

Например, при покупке товара в вашем интернет-магазине пользователь должен указать:

  • имя;
  • телефон;
  • адрес доставки.

Включите в форму необязательное поле для ввода даты рождения. Этот параметр нужен для определения возраста клиента, вы сможете использовать его в таргетингах и аналитике.

Чтобы пользователи заполняли это поле, их нужно мотивировать. Один из методов мотивации — написать в онлайн-форме, что если пользователь укажет дату, то будет получать от вас ко дню рождения скидки, поздравления и сюрпризы.

Социальные сети

Сбор данных в соцсетях можно организовать несколькими методами:

  • проводить опросы среди подписчиков;
  • подключить бот на своей странице;
  • использовать информацию из аккаунтов подписчиков.

Клиентская база

Всю собранную информацию нужно консолидировать — собрать в одном источнике. При небольшой базе подойдёт Excel-таблица. С ростом числа заказов и контактов лучше перейти на специальную платформу CRM.

Системы веб-аналитики

Это метод автоматического сбора данных о посетителях вашего сайта. Аналитические сервисы определяют:

  • источник трафика;
  • регион и устройство пользователя;
  • время и поведение на сайте.

Для использования этого метода нужно настроить интеграцию системы аналитики и CRM.

Система сбора информации и аналитики на ноутбуке

Какие данные собирать

Сбор информации можно разделить на два направления:

  • получение персональных данных;
  • анализ истории взаимодействия с компанией.

Персональные данные клиента включают:

  • имя;
  • контакты;
  • дату рождения;
  • регион;
  • социально-демографические параметры.

История взаимодействия составляется на основании статистики продаж и обращений. В неё входят:

  • все заказы, оформленные пользователем;
  • отзывы клиента;
  • активность в соцсетях и блоге компании;
  • запросы в техподдержку.

Большая часть информации поступает из сторонних источников:

  • cookies сайтов;
  • отдела продаж;
  • систем аналитики.

Напрямую у пользователей нужно запрашивать только основные персональные данные. Это можно сделать с помощью анкеты.

Пример анкеты

В заголовке опросника укажите цель сбора данных. Напишите, зачем вам информация и как вы будете её использовать. Из этого описания клиент должен понять, какую выгоду принесёт заполнение анкеты. Пример формулировок:

  • «Оставьте данные, чтобы участвовать в закрытых распродажах и мероприятиях»;
  • «Заполните анкету, и мы будем присылать вам персональные подборки товаров»;
  • «Отправьте контакты, чтобы стать VIP-клиентом».

Анкета должна содержать обязательные поля для сбора персональных данных:

  • имя;
  • дата рождения;
  • номер телефона;
  • email.

Поля для сбора контактов нужно оформить так, чтобы у пользователей не возникало вопросов по заполнению. Например, для номера телефона сделайте разметку вида «+7 (ххх) ххх — хх — хх».

Также можно добавить в анкету дополнительные поля:

  • желаемый канал связи: пользователь указывает, в каком формате ему удобно получать информацию — в Telegram, соцсетях, по телефону, СМС, email;
  • виды информации, которые пользователь хочет получать: о поступлении новых товаров в продажу, акциях, новостях, выходе контента на вашем сайте или в блоге.

Разместите в форме ссылку на пользовательское соглашение об обработке и хранении персональных данных. Вставьте чекбокс, в котором клиент должен поставить галочку в подтверждение согласия на получение ваших рассылок.

Продукты из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создайте чат-бот без навыков программирования
Собирайте сценарии с нуля или воспользуйтесь готовыми
Ещё по теме
Конверсия и увеличение продаж
Высокомаржинальные товары

Как продвигать и продавать высокомаржинальные товары
Конверсия и увеличение продаж
Прайминг в маркетинге

Основные приёмы использования прайминга для повышения конверсии
Конверсия и увеличение продаж
Как составить план продаж

Примеры эффективных планов продаж
Конверсия и увеличение продаж
Принцип работы интернет-магазина

Особенности и структура интернет-магазина
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Развивайте бизнес по‑новому с GigaChat API
Все возможности современных технологий и решений теперь с GigaChat