Продукты из этой статьи:
Рассказываем, как сделать чат-бот для записи клиентов, на примере SaluteBot.
Действовать можно двумя способами:
В первом случае нужно отправить заявку разработчикам и описать, какие функции должна выполнять программа. Программисты создадут чат-бот под ваши задачи и помогут подключить его на сайте, в мессенджерах и соцсетях.
Во втором случае разработкой занимаетесь вы. SaluteBot можно создать в онлайн-конструкторе из готовых экранов и блоков.
Алгоритм создания SaluteBot включает шесть этапов:
Общие принципы разработки SaluteBot и порядок подключения площадок мы разобрали в инструкции «Как создать чат-бот в конструкторе». В этой статье сосредоточимся на трёх первых пунктах алгоритма.
Опишите пользовательский путь. Какие шаги и действия выполняет ваш клиент при оформлении записи? User Flow зависит от вида бизнеса и услуг, которые вы предоставляете.
Общая схема может выглядеть так:
Адаптируйте данную схему к специфике вашей компании. Например, шаг выбора специалиста актуален для следующих видов бизнеса:
Если у вас только один мастер на каждую услугу или посетителям неважно, кто будет с ними работать, удалите из User Flow шаг выбора специалиста.
Если в рамках одной записи вы предоставляете комплекс процедур, то после выбора услуги добавьте шаг выбора процедур. Например:
Если вы создаёте чат-бот для компании с несколькими отделениями или салонами, то добавьте шаг выбора адреса.
По модели User Flow опишите алгоритм работы программы. Что должен делать чат-бот на каждом шаге пользовательского пути?
Первый этап — выяснение потребности пользователя. SaluteBot должен понять, какая услуга интересует клиента.
Затем робот предлагает выбрать специалиста. Часто клиенты не помнят фамилии мастеров, но запоминают их лица. Поэтому пусть наш SaluteBot показывает фотографию и краткую информацию о каждом сотруднике. Кроме этого, предусмотрим возможность записаться к любому специалисту для тех, кому неважно, у кого обслуживаться.
Далее SaluteBot показывает расписание со свободными интервалами для записи. Пользователь выбирает дату и время.
Затем чат-бот:
Логику работы программы можно оформить в виде схемы.
Теперь опишем последовательность действий чат-бота, на основании которой позже создадим сценарий:
На каждом этапе нужно предусмотреть возможность связаться со специалистом и вернуться на шаг назад. Это решает проблему тупиковых веток сценария.
Допустим, создавая чат-бот, вы упустили что-то важное или ошиблись в логике работы программы. Робот зависает на вопросе или команде, которую вы не учли в сценарии. В результате пользователь не может записаться онлайн. Если связаться со специалистом нельзя, вы потеряете клиента. Если же такая возможность предусмотрена, пользователь запишется через менеджера.
Теперь по описанной логике нужно построить сценарий бота. Для этого авторизуйтесь в Цифровой витрине и создайте проект SaluteBot.
В онлайн-конструкторе уже есть готовые отраслевые шаблоны. Вы можете выбрать максимально близкий вашему виду бизнеса и настроить проект под свои услуги.
Например, с помощью шаблона «Авто» можно записывать клиентов на тест-драйв, техобслуживание или ремонт.
Для медицинских услуг подходит шаблон «Медицина». Такой чат-бот может оформлять запись к врачу, показывать цены и график работы клиники.
Шаблон «Расписание занятий» подходит компаниям в сфере образования, например школам, детским секциям, а также спортивным клубам с групповыми и персональными тренировками. В проект нужно добавить модуль записи. Тогда пользователи смогут следить за графиком занятий и записываться на нужное через чат-бот.
Если шаблоны не подходят, выберите «Новый проект» и создайте сценарий с нуля.
В проекте уже предустановлены базовые блоки. На их примере можно понять основные инструменты конструктора.
Первый экран чат-бота представляет собой распознавание фраз с помощью интентов. Это блоки, по которым робот понимает намерение пользователя.
Например, в интенте «Приветствие» задаются реплики, с которых клиент может начать диалог:
При получении такой реплики программа понимает, что пользователь готов к беседе, и отвечает заданной фразой: к примеру, «Здравствуйте! Чем могу помочь?».
В конструктор SaluteBot встроено большое количество готовых интентов. Например, можно добавить интент с функцией записи.
Добавим интент в начало сценария. Внесём в него фразу «Записаться на приём», после которой SaluteBot должен предложить выбор услуги.
Для функции выбора услуги создадим новый экран (кнопка «Добавить экран»), разместим на нём текст и кнопки с названиями услуг.
В нашем примере в поле текста написано «Выбор услуги», а на кнопках — «Услуга 1», «Услуга 2», «Услуга 3» и «Перевод на оператора». Вам нужно создать текстовое наполнение исходя из особенностей вашего бизнеса. Придумайте фразы, подходящие для общения с вашей аудиторией, на кнопках напишите понятные названия услуг.
Свяжем новый блок и блок с интентами.
Теперь программа работает так:
Далее, как мы определили при разработке User Flow и последовательности действий, SaluteBot должен предложить выбрать специалиста.
Создадим экраны с выбором специалиста для всех услуг. Допустим, по каждой услуге работает два мастера. Условно назовём их следующим образом:
Каждый экран содержит следующие элементы:
Свяжем полученные экраны с кнопками выбора услуг, чтобы чат-бот понимал, какие специалисты по каким услугам работают:
Для переключения беседы на оператора в конструкторе есть готовый блок. Используем его и свяжем со всеми кнопками «На оператора».
Все кнопки «Назад» свяжем с предыдущим экраном «Выбор услуг».
Следующий шаг — пользователь выбирает мастера. При этом SaluteBot должен показывать информацию о специалисте, предложить записаться или вернуться на предыдущий шаг.
Создадим для каждого мастера экран и свяжем его с соответствующей кнопкой.
Теперь при выборе специалиста бот отправляет в чат:
Для каждого мастера нужно создать аналогичный экран. Если разные услуги оказывает один специалист, то его экран нужно связать с несколькими кнопками выбора услуг.
Затем нужно создать модуль записи. На него пользователь попадает при двух событиях:
Чтобы чат-бот принимал заявки и управлял записями пользователей, нужно настроить интеграцию с внутренней системой учёта: CRM или ERP. Тогда робот сможет получать информацию о графике работы специалистов, записывать клиентов, переносить и отменять ранее оформленные записи. Самый простой способ реализовать полную функциональность без программирования — предоставить разработчикам SaluteBot открытое API к вашей системе и заказать интеграционный сценарий.
Без интеграции запустить SaluteBot тоже можно. Пример решения:
Если у вас уже есть форма для онлайн-записи клиентов, например на сайте или в приложении вашей компании, то можно добавить ссылку на неё в чат-бот. Тогда SaluteBot будет выполнять следующие функции:
Такой подход позволяет охватить большую аудиторию из разных источников. SaluteBot можно подключить в разных каналах:
Чем больше каналов вы используете, тем больше клиентов узнает о ваших услугах и сможет записаться на приём.
Продукты из этой статьи: